25 02.2006

Обзор прессы по кадровой тематике за январь-февраль 2006 года.

М.Калашников, И.Коровикова

 

Нам показалась любопытной статья Л. Подобедовой «Корпоративное Бусидо» (журнал «Компания», №7, 2006 г.). В ней приводятся разнообразные примеры управленческого законотворчества в области внутренних правил и регламентов для сотрудников. Думается, что основная ценность статьи в возможности посмотреть на эту сферу корпоративной жизни со стороны. То, что порой кажется важным и обоснованным изнутри компании, может и не быть таковым с учётом более широкого контекста. Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда из-за специфических особенностей корпоративной культуры, зафиксированных во внутренних регламентах, компания теряет имидж привлекательного работодателя на рынке труда в глазах успешных и желанных кандидатов.

Практическая польза Х Х Х  
Актуальность Х Х    
Доступность, понятность Х Х Х X
Оригинальность Х Х    

 

В статье Джены Макгрегор «Путеводитель по офису». (журнал «Business Week»№ 7 2006г.) рассказывается о пользе использования социометрии в качестве эффективного инструмента в арсенале менеджера. Полученные с помощью классических социометрических опросов схемы неформальных связей в коллективах компаний позволяют решать целый ряд часто встречающихся ситуаций в реальном бизнесе. Например, безболезненное проведение интеграции после осуществления сделок слияния-поглощения, управление изменениями, поиск и внедрение инноваций, обеспечение преемственности в руководстве компанией и др.

На самом деле в практике отечественного менеджмента различные модификации социометрии как метода изучения взаимоотношений внутри коллектива достаточно известны и распространены. Взять, к примеру, методику 360°.

Мы согласны с автором статьи в том, что неграмотное и неосторожное использование результатов социометрических опросов может нанести вред системе управления, подорвать авторитет отдельных сотрудников (в том числе руководителей), внести деструктивный элемент в социально-психологическую обстановку в коллективе.

Следует помнить и о том, что применение социометрии целесообразно лишь для средних и крупных компаний. В небольшом (до 100человек) коллективе у профессионального HR-менеджера в большинстве случаев имеется представление о реально сложившихся связях и взаимоотношениях между сотрудниками, о неформальных лидерах, о внутренних конфликтах и иных аспектах межличностных отношений, влияющих на систему управления организации.

Практическая польза Х Х Х X
Актуальность Х Х  
Доступность, понятность Х Х Х  
Оригинальность Х Х    

 

«Эйчарам» торговых компаний очень рекомендуем статью Ю.Фуколовой «Ну, угоди!» (журнал «Секрет фирмы», №8, 2006 г.), посвящённую оценке качества работы продавцов и обслуживающего персонала с использованием технологии «mystery shopping» («таинственный покупатель»). Эта методика активно используется за рубежом уже более трёх десятилетий. Если судить по публикациям в прессе, последние полгода интерес к «mystery shopping» резко возрос и у нас в России. Систематизированная информация, собранная по результатам анонимного посещения торговых точек и изучения работы персонала компании с клиентами может серьёзно повлиять на процессы отбора, обучения и мотивации торгового персонала. Журналисты «Секрета фирмы» решили сами выступить в роли «таинственных покупателей». В результате им пришлось столкнуться со следующими наиболее распространёнными «болевыми точками» российского сервиса:

  • Отсутствие вежливости;
  • Пассивность, невнимание;
  • Неумение работать на будущее;
  • Избыток или нехватка информации;
  • Неумение слушать потребителя.

Нам приходилось неоднократно организовывать и проводить аналогичные исследования. Полагаем, что распространённой корпоративной проблемой отечественных розничных компаний является преимущественная концентрация усилий HR служб на внутренних процессах компании. Активность, направленная на развитие умений персонала работать с клиентами, ограничивается тренингами продаж. А ответственность за качество реальной работы с клиентами традиционно ложится на директора по продажам. В результате грамотные маркетинговые идеи разбиваются о непрофессионализм сотрудников.

Практическая польза Х Х Х Х
Актуальность Х Х Х X
Доступность, понятность Х Х Х  
Оригинальность Х Х Х  

 

Любопытные прогнозы относительно дальнейшего развития компаний и корпораций содержатся в статье Д.Лисицина «Между мышами и динозаврами не бывает вражды» (журнал «Секрет фирмы», №7, 2006 г.). Здесь содержится интервью с автором книги «Нация свободных агентов» Дэниелом Пинком, который в частности считает, что средним по размеру компаниям грозит вымирание. В живых останутся крупные производственные корпорации и армия свободных агентов. При этом переход наёмных работников в свободные агенты создаст параллельно корпоративному миру другой – человеческий. Изменится и содержание понятия «лидерство». «В мире свободных агентов потребуется лидерство, основанное на сотрудничестве и предоставлении новых возможностей, допускающее большую степень автономности». Старый вариант лидерства, проявляющийся в командовании, контроле, поощрениях и наказаниях станет неэффективным. Пришло время горизонтального, а не вертикального лидерства.

Практическая польза Х Х Х X
Актуальность Х Х Х Х
Доступность, понятность Х Х Х X
Оригинальность Х Х X X

 

В заключение обзора спустимся на грешную землю и обратим внимание читателя на очень прагматичную статью А.Туляковой «Уроки труда» («Бизнес-журнал», №3, 2006 г.). Здесь достаточно подробно описано как проходят проверки трудовой инспекции и какими последствиями они грозят. В статье имеются две замечательные таблицы: «За что и на какие суммы штрафует Трудовая инспекция» и «Типичные ошибки, выявляемые инспекторами труда». Тем, кто не имел счастья личного общения с Трудинспекцией посвящается…

Практическая польза Х Х Х X
Актуальность Х Х Х Х
Доступность, понятность Х Х Х X
Оригинальность Х Х X  

 

Назад