Свой очередной обзор прессы мы хотели бы начать с данных опроса, посвященного ответам пользователей INTERNET’а на вопрос «Страдает ли Ваша компания от «набегов» хэдхантеров?», проведённого информационным порталом http://www.mail.ru (редакционная статья «Теряете головы?», Московский бизнес-журнал, №12-13, июнь-июль 2006 г.). Так вот,
Другими словами, лишь 27% (!) русскоговорящих опрошенных, интегрированных во всемирное INTERNET-сообщество, знакомы с самим термином «headhunting» и реалиями, которые стоят за ним. Поистине впечатляет! И это при том, что в отечественном профессиональном HR-сленге от этого термина уже получили распространение такие производные, как «схантить» (т.е. переманить сотрудника), «хантер» (высококвалифицированный специалист по подбору персонала, использующий технологию executivesearch). Как там у бывшего классика: «Узок круг этих революционеров (т.е. HR-менеджеров – Примечание авторов), страшно далеки они от народа!»
Практическая польза | 2 |
Актуальность | 3 |
Доступность, понятность | 4 |
Оригинальность | 4 |
Интересные цифры, характеризующие некоторые аспекты развития отечественного рынка труда содержатся в статье П. Орехина «ВВП в заложниках» (BisinessWeek, №24, 2006 г.). Вот как выглядят прогнозы Минэкономразвития РФ относительно социально-экономическом развитии страны до 2009 г.:
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Численность населения (млн. чел.) | 142,4 | 141,7 | 141,1 | 140,5 |
Реальная з/плата (% к прошлому году) | 111,0 | 109,2 | 108,6 | 107,5 |
Номинально начисленная среднемесячная з/плата на 1 работника (руб.) | 10254 | 12109 | 14027 | 15935 |
Среднегодовой размер пенсии (руб.) | 2726 | 3165 | 3717 | 4468 |
Прожиточный минимум на душу населения (руб. в месяц) | 3382 | 3713 | 3997 | 4291 |
Общая численность безработных (млн. чел.) | 5,5 | 5,4 | 5,3 | 5,0 |
Уровень безработицы к экономически активному населению (%) | 7,6 | 7,4 | 7,3 | 7,0 |
Что интересного можно увидеть в этих официальных цифрах?
Во-первых, Минэкономразвития прогнозирует снижение темпов роста зарплат (с 11% в текущем году до 7,5% в 2009 г.). Заметим, что размеры дефицита квалифицированных специалистов вряд ли сократятся в ближайшие 3 года. А это значит, что и цена на них уменьшаться не будет.
Следующий любопытный факт мы получим, если проанализируем динамику изменения отношения номинально начисленной зарплаты к прожиточному минимуму. В 2006 г. это отношение равно 3,03, в 2007г. – 3,26, в 2008 – 3,51, а в 2009 – 3,71. Другими словами, за 3 года изменение составит почти 23%. А вот это уже существенно!
Далее, если прогноз сбудется, то к 2009 году размер средней пенсии у нас в стране, наконец превзойдёт прожиточный минимум. На целых 177 рублей! Сейчас это 10 литров бензина А-92. А сколько будет в 2009-ом?
Практическая польза | 3 |
Актуальность | 3 |
Доступность, понятность | 4 |
Оригинальность | 2 |
Следующий материал, заслуживающий внимания – это статья Джека Ивинга «Круг почёта» (журнал «BusinessWeek», №24, 2006). В ней отмечается, что около половины компаний, занимающих верхние строчки рейтинга EuropeanBusinessWeek 50 – это те, которые производят и продают интеллектуальный продукт и являются по сути своей сервисными. «Энергетические и горнодобывающие компании занимают 6 из 10 верхних строчек в результате благоприятной конъюнктуры на рынках сырья и высоких цен на энергоносители». Но, вместе с тем, «успехи сервисных компаний и создаваемые ими рабочие места – вот то, что бросается в глаза при взгляде на нынешний рейтинг наиболее эффективно работающих в Европе компаний». Что это может означать для отечественного рынка труда? На фоне достаточно быстрого роста уровня отечественной управленческой культуры и удорожания рабочей силы в Европе можно спрогнозировать повышение интереса европейских (и мировых) сервисных транснациональных корпораций к России, как к потенциальному источнику квалифицированных трудовых ресурсов. Т.е. наша страна рискует стать не только сырьевым придатком, но и кадровым донором. Хорошо это или нет - покажет время. Однако, если принять во внимание грозно-прогнозные цифры Минэкономразвития (см. выше) относительно размеров средней по стране зарплаты в ближайшие три года, а также данные опросов студентов относительно размеров желаемой зарплаты (а они хотят зарабатывать в 2 раза больше!), то велик риск очередной волны трудовых эмигрантов. На этот раз могут быть востребованы высококвалифицированные профессионалы из продвинутых отечественных сервисных компаний. Кстати, полагаем, что коллеги из профессионального HR-сообщества как и мы обратили внимание на увеличение процента владеющих английским языком среди выпускников ВУЗов, в том числе технических. Кроме того, последние годы растёт конкурс в языковые ВУЗы страны.
Практическая польза | 3 |
Актуальность | 4 |
Доступность, понятность | 3 |
Оригинальность | 3 |
Существующей практике отслеживания (мониторинга) почты сотрудников посвящена статья «Перлюстрация в Outlook» (Секрет фирмы № 24 (159) 26.06-02.07.2006). Как правило, руководство компаний объясняют это необходимостью предотвращать утечки финансовой и клиентской информации – попросту пресловутых коммерческих тайн. С другой стороны, это еще один способ узнать, чем именно занимаются сотрудники на рабочем месте и как они используют рабочее время и оборудование фирмы. Российские компании в этом вопросе активно догоняют зарубежные. Последние, столкнувшись с подобной проблемой и пройдя через реальные потери, готовы идти на неизбежные расходы и все чаще ставят такую задачу перед внутрикорпоративными IT-специалистами. При этом надо понимать, что «закручивание гаек», тотальный контроль за персоналом означает, что администрация априори НЕ ДОВЕРЯЕТ своим сотрудникам. А раз так, то ждать от персонала ответной лояльности и доверия – не стоит! Замечено, что гипертрофированные системы контроля возникают в компаниях, имеющих системные проблемы с организацией и развитием бизнеса. Кроме того. Доверие, как говорят классики менеджмента, является необходимым условием проведения изменений в организации. И, конечно, тут нельзя не вспомнить о прямой связи внутреннего климата компании (корпоративной культуры) с личностными особенностями её первых лиц.
Практическая польза | 3 |
Актуальность | 4 |
Доступность, понятность | 4 |
Оригинальность | 2 |
В статье «Корпоративных айтишников не уважают» (Секрет фирмы № 24 (159) 26.06-02.07.2006) затрагивается тема авторитета IT- специалистов (в первую очередь руководителей IT-подразделений) и их влияния на принятие важных и принципиальных бизнес-решений. Для российской действительности это весьма актуальный и болезненный вопрос, поскольку затрагивает извечный конфликт и противостояние между сотрудниками, которые «делают бизнес», т.е. приносят деньги и теми, кто обеспечивает условия для эффективного функционирования компании. «Эйчары», «айтишники», бухгалтеры и другие представители корпоративных бэк-офисов почти всегда испытывают на себе определенное давление со стороны «коммерсантов» в виде обвинений в «дармоедстве». Единственный выход из такого положения вещей – кропотливая разъяснительная работа администрации. Проблему можно ликвидировать, используя такую технологию, как BSC (BalanceScoreCard). Её внедрять хлопотно, но результатом-наградой становится чёткое понимание «всех и вся» относительно вклада, который делает каждый сотрудник и руководитель в достижение бизнес-целей компании.
Практическая польза | 3 |
Актуальность | 4 |
Доступность, понятность | 4 |
Оригинальность | 3 |
Центральной темой очередного номера журнала «Коммерческий директор» (№ 6 июнь 2006) стала технология SPIN-продаж. Ей посвящены три обширные статьи: «Продажи по методу SPIN» - краткое описание самой технологии от ее создателя Нила Рекхэма, «Формализация успеха» - интервью с генеральным директором российского представительства компании Huthwaite Викторией Лабокайте, «SPIN в России» - описание нескольких кейсов внедрения SPIN в ряде российских компаний.
Сама методика является инструментом, который может быть полезен компаниям сектора В2В. О ней многие слышали, читали и даже проходили обучение. Сомнений нет, как некая рабочая схема методика SPIN полезна и эффективна. Она позволяет добиваться результатов в крупных продажах. Но важно помнить, в чьих руках находится столь эффективный инструмент. И тут объектом нашего внимания становится истинное отношение продавца к клиенту («покупателю») и его потребностям. Речь идет о необходимости для успешного продавца:
1) осознать и контролировать своё стремление во что бы то ни стало продать;
2) найти оптимальное для покупателя решение его проблемы.
При отсутствии у продавца партнёрской позиции , методика становится манипулятивной техникой, и, несмотря на все старания ее исполнителя, может привести к прямо противоположному эффекту.
Практическая польза | 4 |
Актуальность | 3 |
Доступность, понятность | 4 |
Оригинальность | 3 |
В статье Дэйва Штейна («Станьте гением найма», журнал «Коммерческий директор», № 6 июнь 2006) даются грамотные советы опытного консультанта, который свою главную задачу видит в том, чтобы клиент нанял действительно нужного для компании человека. Именно эта цель, а не стремление «впарить, протолкнуть своего кандидата клиенту», по нашему мнению, отличает работу профессионалов в области подбора персонала от рекрутинговых агентств-однодневок. Кстати, для эффективного решения этой задачи необходимо выстраивать совершенно новые, партнерско-доверительные отношения между Работодателями (заказчиками услуг по подбору) и рекрутинговыми (консалтинговыми) компаниями (об этом хорошо и подробно написано в книге Д.Майстера, Ч.Грина, Р.Галфорда «Советник, которому доверяют»). Построить такие отношения непросто, но именно такой подход создаёт реальную основу для формирования в нашей стране культуры эффективного взаимодействия между консультантами и клиентами их услуг.
Практическая польза | 4 |
Актуальность | 3 |
Доступность, понятность | 4 |
Оригинальность | 2 |
Назад